Доронченков 1- 2 Блок Вазари 29.09.23
Данте | Чимабуэ-Джотто | |||
---|---|---|---|---|
Боккаччо | День 6, Новелла 5: Джотто | флорентийская слава | ||
Леон Баттиста Альберти (1404-1472) | О живописи. 1436 | |||
Десять книг о зодчестве. 1452 | ||||
О статуе. 1464 | фасад Санта-Мария Новелла, Флоренция. 1458-70 | |||
Пьетро Аретино | 1 письмо к Тициану: природа как художник (новая тема) | Ком Д: “периодически его били” | ||
дружил с Тицианом, ругался с Тинторетто | “Позы” или “Любовные позиции” | |||
https://belayakisa.livejournal.com/3906.html | ||||
https://ru.wikipedia.org/wiki/Позы_Аретино | ||||
Бенедетто Варки | ||||
Джорджо Вазари (1511-1574) | 1550 | |||
1568 | ||||
Le Vitae | 1550 — 2 тома шт кварто, из живых Микеланджело (Д не упомянул второго — слепого) | |||
3 тома ин кварто — больше современников | ||||
Паоло Джовио (1483-1552) | 1546 — идея жизнеописаний на обеде у папы римского Павла 3 | тоже писал краткие заметки о художниках до Вазари — материал у Вазари?? | Внимание! описание Московии | https://ru.wikipedia.org/wiki/Джовио,_Паоло |
Винченцо Боргини (1515-1580) | использовал их материалы | |||
Пьерфранческо Джамбуллари (1495-1555) | использовал их материалы | Теоретическое вступление? | https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/007/035/35299.htm | |
Джованни Пьетро Беллори (1613- 1696) | • 1672: Жизнеописания современных живописцев, скульпторов и архитекторов (Le vite de’ pittori, scultori et architetti moderni) | https://ru.wikipedia.org/wiki/Беллори,_Джованни_Пьетро | ||
Карел ван Мандер (1548-1606) | 1604 | |||
«Книга о художниках» (нидерл. Het Schilder-Boeck, буквальный перевод: «Книга живописи», или «Книга изображений») | ||||
на голландском | https://ru.wikipedia.org/wiki/Мандер,_Карел_ван | |||
Иоахим фон Зандрарт (1606-1688) | 1675-1679 | |||
«Немецкая Академия зодчества, ваяния и живописи» (Teutsche Academie der Edlen Bau-, Bild- und Mahlerey-Künste) | https://ru.wikipedia.org/wiki/Зандрарт,_Иоахим_фон | |||
Антонио Паломино (1653-1726) | 1714-1724 | |||
«Музей живописи и оптическая шкала», | ||||
Wolfgang Kallab (1875-1906) | Vasaristudien | критика Вазари | ||
Paul Barolsky | Why Mona Lisa Smiles and Other Tales by Vasar |
Тривиум и квадривиум
Доктрина семи свободных искусств, разделявшихся на тривиум и квадривиум, была систематизирована Марцианом Капеллой в его энциклопедическом труде «О бракосочетании Филологии и Меркурия». Термин «квадривий» (в написании quadruvium; написание quadrivium установилось только в Средние века[2]) впервые встречается в «Арифметике» Боэция[3], который планировал написать трактаты по всем четырём дисциплинам цикла. Сохранились арифметический (De institutione arithmetica) и музыкальный (De institutione musica) трактаты. Трактаты о геометрии и астрономии Боэция до нас не дошли, либо так и не были им написаны.
Тривиум, тривий (перекресток трех дорог): Грамматика, Логика, Риторика ЯЗЫК
Гамматика:
Согласно Рабану Мавру (ок.780 — 856) это «наука, которая учит нас понимать поэтов и историков, и искусство, благодаря которому мы правильно говорим и пишем»[2]. Наряду с собственно грамматикой изучались словообразование, литература и даже стихосложение.
Риторика:
Рабан Мавр: «искусство эффективно использовать светскую беседу в повседневной жизни»[2]. В риторику входило искусство выражать свои мысли не только вслух, но и письменно, а также основы юриспруденции и правила составления официальных документов.
Логика:
Логика (диалектика), согласно Мавру, это наука понимания, и, следовательно, наука наук. Кроме всего прочего, включала в себя искусство ведения дискуссии. Изучалась по трудам Аристотеля и Порфирия в переводах Боэция.
Квадривиум, квадривий: Арифметика, Геометрия, Астрономия, Музыка
Пасквино и римскиWolfgang Kallab (1875-1906)е говорящие статуи
Баксандалл о Витторино да Фельтре и о Альберти перенос схем риторики
Paragone
- 1546 – Бенедетто Варки (1502-63) разослал художникам вопросы о превосходстве живописи или скульптуры
- Участвовали: Микеланджело, Вазари, Бронзино, Понтормо, Джамбатиста Тассо, Франческо ди Сангалло, Никколо Триболо и Бенвенуто Челлини
- 1549 – Варки издал лекцию с письмами художников
Экфрасис Клеветы:
- Лукиан Самосатский https://ru.wikipedia.org/wiki/Лукиан описание карттины Апеллеса -чья идея? — Боттичелли Клевета Апеллеса 1494-1495
топос “говорящей статуи” Коммент Д :”тема для исследования”
“Позы” или “Любовные позиции” 16 гравюр и вообще тема клубнички
https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01. Paintings/30438?lng=ru&lng=
В презентации большой кусок про медальерное искусство эпохи Возрождения — разобраться
Большая подборка работ самого Вазари
Тексты в Сакае