ЭКЗАМЕН Визуальные исследования
Вопросы к экзамену
Устный экзамен по курсу «Введение в визуальные исследования»
Тема 1. Аби Варбург и «гамбургская школа»
Опишите положение «гамбургской школы в ряду других гуманитарных наук того времени. Назовите основных представителей этой школы (по поколениям) и их труды, написанные в традиции этой школы. Приведите примеры трехуровнего иконологического анализа в этих трудах.
Тема 2. «История образов».
Охарактеризуйте метод изучения «истории образов», описанный Фрицем Закслем. Покажите, как этот метод был использован в истории религии (Ф. Заксль), политической теологии (Э. Канторович) и в истории массовой образности и новых медиа (Э. Гомбрих). Как такие исследования истории образов позволяют перейти на третий уровень иконологической интерпретации (иными словами: как с помощью этого метода исследователи пытаются понять мировоззрение разных эпох)?
Тема 3. Стиль и визуальная культура
Как Светлана Алперс описывает специфический особенности голландской живописи XVII века? В чем принципиальное отличие голландской живописи XVII века от итальянской живописи Возрождения? Какие интеллектуальные источники Алперс предлагает использовать для объяснения специфики голландской визуальной культуры того времени? Как Ти Джей Кларк связывает живопись импрессионистов с социальным контекстом? Как работает трехуровневый иконологический анализ в книгах Алперс и Кларка?
Тема 4. Тело как медиум
Опишите основные этапы развития физиогномики – от античности до Дарвина. Опишите, как можно изучать жесты в живописи и что вкладывал Варбург в понятие «формул пафоса». Как знание «формул пафоса» помогает интерпретировать изображения? Какую роль в формировании устойчивого репертуара узнаваемых жестов и поз сыграл канон античной скульптуры?
Тема 5. Видение и визуализация
Опишите подход Бернарда Смита к изучению восприятия экзотических земель и их обитателей европейцами и сравните его с «ориенталистским» подходом. Опишите понятие «взгляда эпохи», предложенное Майклом Баксандаллом. Сравните подходы Смита и Баксандалла. Как феномен «взгляда эпохи» проявился в наблюдениях Лео Стайнберга над восприятием наготы Христа на ренессансных картинах?
Тема 6. Проблема интенций создателя и заказчика произведения искусства
Опишите проблемы, с которыми сталкивается исследователь, реконструируя парадигму интенций создателя и заказчика того или иного художественного объекта. Покажите основные этапы такого анализа на примере статьи Баксандалла о Шардене. Сравните подход Баксандалла в этой статье с подходом Роны Гоффен в статье о Венере Урбинской.
Тема 7. Живопись и философия
Покажите, как Эдгар Винд применил трехуровневый иконологический анализ к исторической живописи и связал ее эволюцию с философией истории. Расскажите, как Сикстен Рингбом применил этот же подход к «новому искусству» и показал его связь с теософией и антропософией.
Материал для подготовки к ответам – антология «Мир образов. Образы мира».
Книги и статьи, которые надо знать (не читать, просто знать)))
Аби Варбург | |||
Эдгар Винд | |||
Уильям С. Хекшер | |||
Карло Гинзбург | |||
Фриц Заксль | |||
Хорст В. Янсон | |||
Эрнст Гомбрих | |||
Эрнст Канторович | |||
Эрвин Панофский | |||
Лео Шпитцер | |||
Светлана Алперс | |||
Ти Джей Кларк | |||
Юргис Балтрушайтис | |||
Сальваторе Сеттис | |||
Норман Брайсон | |||
Роберто Паоло Чарди | |||
Бернард Смит | Место, вкус и традиция: исследование австралийского искусства с 1788 года. 1945 ст. Европейское видение и Юг Тихого океана. книга Европейское видение и Юг Тихого океана. 1960 ”История модернизма: Исследование искусства и идей 20 века. 1998 Формалески: путеводитель по современному искусству и его истории. 2007 | ||
Майкл Баксандалл | The Limewood Sculpture of Renaissance Germany. 1980 Джотто и ораторы. 1971 Giotto and Orators: Humanist Observers of Painting in Italy and the Discovery of Pictorial Composition, 1350-1450. Живопись и опыт в Италии 15 века: Введение в социальную историю живописного стиля. 1971 Узоры интенции: об историческом объяснении картин. 1985 Тьеполо. 1994. Вместе с Алперс Shadows and Enlightment. 1995 | ||
Рона Гоффен | Набожность и покровительство искусствам в Венеции в эпоху Ренессанса. 1986 Piety and Patronage in Renaissance Venice: Bellini, Titian and the Fransiscans. Spirituality in conflict; Saint Fransic and Giotto’s Bardi Chapel. 1988 в серии Шедевры западной живописи: О Венере Урбинской Тициана, 1997, О Троице Мазаччо, 1998 Женщины Тициана Titian’s Women, 1997 Женщины Ренессанса. Искусство и жизнь в Италии, 1300-1600 2004 | ||
Мартин Кемп | |||
Фрэнсис Хаскелл | |||
Лео Стайнберг | |||
Сикстен Рингбом | |||
Дэвид Фридберг | |||
Карл Эйнштейн | |||
Уильям Дж. Т. Митчелл | |||
Кит Мокси | |||
Ханс Белтинг | |||