Северное Возрождение: Куски пока

Северное Возрождение: подготовка к зачету

Flemish painting, slowly answered the painter, will satisfy, generally, Signora,

a devout person more than any painting from Italy, which will never cause

him to shed a tear, whereas that of Flanders will cause him to shed many; and

that not through the vigor and merit of the painting but due to the goodness

of the devout person. It will appeal to women, especially to the very old and

the very young, and also to monks and nuns and to certain noblemen who

have no sense of true harmony. In Flanders they paint with a view to external

exactness or such things as may cheer you and which you cannot disparage, as

for example saints and prophets. They paint clothes, masonry, the green grass

of the fields, the shadow of trees and landscapes, with many figures on this

side and many figures on that. And all of this, though it pleases some persons,

is done without reason or art, without symmetry or proportion, without

selective choice or boldness and finally without substance or vigor.

Jehan Bellegambe or Jean Bellegambe (sometimes Belgamb or Belganb) (c. 1470 – c. June 1535/March 1536) was a French-speaking Flemish painter of religious paintings, triptychs and polyptychs, the most important of which are now held at DouaiArrasAixLilleSaint Petersburg and Chicago. He was known as the ‘master of colours‘ for the transparency and interplay of his colours. He is known as Jehan Bellegambe the elder to distinguish him from his descendants who were also called Jehan.[1]

Bellegambe was born and died in Douai, then in the county of Flanders (today in French Flanders). He was a child of the first marriage of Georges Bellegambe,[1] a cabinetmaker and musician[2] who was living in rue Fosset-Maugart (renamed, in 1862, rue Haute-des ferronniers).[1] Nothing is known of Jehan de Bellegambe’s artistic training. The first known mention of him is a document of 1504 which names him as a master painter.[2] In 1528 he owned a house at the corner of rue de la Cloris and rue du Palais.

Работы

  • Triptych of the Lamentation of Christ (c. 1500), tempera and oil on panel, commissioned by Grégoire de Moscron and his wife Jossine, acquired in 1863 by the National Museum in Warsaw from the Johann Peter Weyer’s collection.
  • Triptych retable of Le Cellier (1508); showing the Cistercian abbey of Flines-lez-Raches, the porterie, the chevet and the transept.
  • Retable of Saint Adrian of Nicomedia (1515), oil on oak panel, left panel 75 cm by 33.5 cm, acquired in 1856 by the Louvre. The saint is shown in three-quarter profile on foot, in armour and with a sword, standing on the city.
  • Tripych of the mystic bath (1525), oil on wood, painted for Charles Coguin, 81 cm high, inscribed with the arms of the Abbaye d’Anchin, acquired in 1882 by the musée des Beaux-Arts de Lille, restored in 1921 and 1966.
  • Polyptych of Anchin, formed of 9 panels, painted for the Abbaye d’Anchin. Five-year restoration by the musées de France at Versailles. Put back on display on 6 March 2007 at the musée de la Chartreuse.
  • Triptych of the Immaculate Conception (1525), commissioned by Jean Pottier (mayor of Douai from 1516) for his heavily sick daughter Marguerite. She wished to be buried in the chapel of the Walloon récollets of Douai and for her dowry to be used to pay for a retable dedicated to the Immaculate Conception. It was presented by the Pottier family.
  • Saint Catherine of Alexandria and Saint Barbara (both 1520), Art Institute of Chicago, which acquired them in 1983 as part of the collection of George F. Harding.
  • Triptyque de la Trinité de Marchiennes

Création/Exécution

BELLEGAMBE Jean En savoir plus

Création

; Atelier et

; XVIe siècle, 1er quart

; 1513 : et après

; 1518 : et avant

Из каталога Никулина

Жан Бельгамб Bellgambe Jean (около 1470, Дуэ — 1534, там же)

Благовещение со святыми триптих. На внещних створках Богоматерь с младенцем Чудо с молоком Богоматери. и Св. Бернар (справа) При переводе с дерева на холст были разделены. Отдельные номера. Переведена с дерева в 1871 году Н. Сидоровым.

ГЭ 5574 Центральная часть 109,5 х 80 , боковые створки 103х33 каждая. Верх фигурный. Снятие загрязнений и некоторых старых записей (на одежде Богоматери, например) 1957-58 годах. На внешней створке Чудо с молоком Богоматери расчищен фон, записанный при переводе (?) коричневой краской, под ним еще один слой реставрационной записи, в открывшемся оригинальном слое — реставрация (выпадание краски, трещины). Состояние живописи хорошее: густая сеть мелких кракелюр по всей поверхности, незначительно смыт верхний слой живописи на некоторых участках (Лицо Богоматери и ангела).

Ренгенограмма невозможна (новый грунт).. Рефлектограмма показывает изменение композиции: первоначально голова Богоматери была наклонена вправо, туда же был обращен ее взгляд. Сейчас — в сторону донатора.

Рама не оригинальная, изготовленная по образцу старой, существовавшей еще в 1915 году.

Гербы и надписи относятся к святым, изображенным на картине. На правой боковой створке: справа, в середине Sctus Guillem и герб святого -золотые лилии на синемполе и золотые полумесяцы на красном поле в правой четверти щита. рисунок и цвет герба соответствует рисунку и цвету знамени в руках святого. Сверха вверху надпись St. Bernardus и герб- темный щит, разделенный полосой с шахматным рисунком (красные и темно-коричневые квадраты). Этот герб аналогичен гербу Бернарда Клервосского на левой створке алтаря Селье Жана Бельгамба (Музей Метрополитен). На несохранившейся старой раме внизу была еще надпись St Trudo и герб — щит, разделенный горизонтально на два поля, в верхнем двуглавый орел, в нижнем — крест с шаровидными концами.

На левой створке: на книге святого надпись Sctus Guillem archiepiscop и вертикальные штрихи красного цвета. Правее, вверху, надпись, St Benedictus и герб — золотой лев на красном поле. На несохранившейся старой раме внизу была подпись St Amandus и герб — щит, разделенный вертикально на два поля. В правом (геральдически) поле была изображена половина орла, левое усеяно лилиями. Рисунок и цвет герба, по-видимому, соответствовал рисунку и цвету одежды святого.

На внешней части боковых створок (на бандероли Св.Бернара) надпись: Nuostra te esse matrem

На центральной части алтаря изображена сцена Благовещения (Евангелие от Луки, 1, 26-38) с коленопреклоненным донатором- бенедиктинским аббатом. Личность дарителя определена Никулиным (1960) и Женаем (1961): это Гиьом Брюссельский, с 1513 года 69-тый аббат монастыря св. Аманда под Валансьеном, с 1517 аббат монастыря св. Трудо близ Льежа, который он реформировал и которым управлял под именем Гийома Четвертого. Он не был человеком знатного происхождения и этим объясняется отсутствие его личного герба на алтаре. Был известен как церковный деятель и меценат. Умер в 1532 году.

В приписанной Питеру Куку ван Альсту картине “Благовещение с донатором аббатом Гийомом де Брюссель” изображен тот же донатор.

Изображенные на левой и правой створках святые покровители монастыря Св. Трудо и Св. Аманд держат в руках модели монастырских церквей, ими основанных. Св. Гийом, архиепископ Буржа 9левая створка0 и Св. Гийом Аквитанский (левая створка) являются личными патронами дарителя, носившего то же имя. Св. Бенедикт (левая створка) и св. Бернар Клервосский (правая створка) — святые, духом учения которых была проникнута жизнь в этих монастырях. В целом центральная сцена и ббоковые створки тесно связаны между собой по смыслу и составляют “святое собеседование” — своеобразную демонстрацию истинности религиозных догматов, которые разделяли донатор и святые, его покровители.

Женай (1961) отметил иконографические новшества в сцене Благовещения: архангел Гавриил не является здесь, как обычно, носителем божественной вести — он представляет Деве Марии дарителя. роль последнего не ограничивается пассивным присутствием, он введен в евангельскую сцену и как бы общается с божеством. Подобной трактовки темы благовещения не было во фламандской живописи 15-16 вв. но есть похожие примеры в скульптуре. Такова надгробная стела монастырской церкви св. Винсента в Суаньи.

В несколько другой форме сближение донатора с божеством можно обнаружить на картине Дирка Боутса “Вот агнец божий!” . В этом случае донатор выступает как ученик св. Иоанна и участвует в действии. О связи такого новшества в иконографии с новыми религиозными течениями эпохи см Les Arts Plastiques, 1948, #3-4, p.142-144.

На втором плане, в глубине комнаты, дева Мария изображена вновь, в ином, уже бытовом аспекте: она шьет пеленки, над ней в люстре гори одна свеча — свеча Нового Завета .

Внешняя сторона боковых створок (гризайль) изображает легенду о св. Беранре и молоке Богоматери (Lactatio St Bernardi). Аналогичное изображение мы находим на боковых створках Алтаря Селье Жана Бельгамба.

В каталоге Музея Общества поощрения художеств (1901) алтарь числится как произведение фламандской школы 16 века. На выставке “Искусство союзных народов” 1914 года его определили как работу Дирка Боутса. Однако в обзоре этой выставки в журнале “Старые годы” (Щавинский, 1915) авторство Дирка Боутса отвергнуто и альарь приписан “какому-то интересному художнику начала 16 века” В инвентарных описях Эрмитажа -№нидерландский художник начала 16 века”. Авторство Бельгамба впервые предложил Вешер (1932), судивший о картине по фотографии. Атрибуция подтверждена Никулиным после реставрации алтар 1959.

Женай на основании иконографического и стилистического анализа, а также архивных документов предлагал дату около 1516-1517

To read https://www.persee.fr/doc/rnord_0035-2624_1933_num_19_74_1604

Расшифровка лекций

Первая или вторая лекция — Ван Эйк — обрывки

20 ноября 2023

Ван Эйк 2 Мадонна в церкви

-интерес к оптике

-Створка Благовещения

-бывшая наша

-1434/35

-боковая створка триптиха, триптих не сохр. не извест.

-Происхождение: из коллекции Виллема 2

Далее история этой коллекции: “удивительная коллекция ранней нидерландской Ж, супруга — сестра Николая Первого, срыв сделки — аукцион, распыление коллекции, 15 картин в Эрмитаже. Федор Бруни — 1929 года проданы 2 Ван Эйка из Эрмитажа

“немного попортить за время пребывания в России”: перепады температуры, влажность-сухость

кон 18 века, Франция — наши научились — перевод на холст +ретушь, иногда гибли или утраты . В начале 19 века “все в пределах разумного” (наличие симптомов =показаний к переводу), 2 пол. 19 века “бандитская семейка” реставраторы Сидоровы — много денег Пр -риск; -нарушение художественной ценности (или целостности?): ощущение основы важно в художественном восприятии — фактура иногда проступает

Зато не было варварских расчисток середины 50-х годов 20 века: Пример Рубенс 1611 ? 2 варианат большого modello (Вознесение и Коронование Мадонны0

2003 год свели на выставке в институте Курто, Давид Джафред: “и у вас все картины сзади ободраны, а у нас спереди”



уникальный дар глаза — свойство видеть мир в таких мельчайших подробностях

великие образцы — заразил нидерландскую живопись : задал модус нидерландского искусства

-вовсе не фотографичны

-чистое впечатление

-перевод на язык живописи

-свободная манера, отдельно лежащие мазки

Некая иллюзия детализ. реальности нов границах живописной условности

По хронологии

1635\36 Мадонна канцлера Роллена: ок 70 см в высоту, доска, Лондон?

Уточнить канцлера Роллена : см. Рогир Ван дер Вейден полиптих Страшный суд — для домашней капеллы или личной капеллы в церкви ?

Пейзаж на заднем фоне: отсюда нидерландская специальность — пейзаж. Даже Вазари про нидерландскую живопись — впечатление мементальной достоверности — искали конкретное место — его нет

-нет скетчей, нет набросков с пейзажем

-”неисчерпаемость, бездонность” +верность какому-то общему оптическому эффекту: вода, отражение, свет

1436 самая монументальная кроме Гентского алтаря Мадонна канцлера Пале

-Св. Донатус слева, Св. Георгий справа. Тип Sacre Cjnversazione — один из первых (или вообще первый) пример

-Канцлер Пале: папский легат, для капеллы в с. Св. Донатуса, место его будущего захоронения, до конца 18 века еще шли службы

Музей Брюгге — единственная работа (Кроме ГА), оставшаяся в Нидерландах

-Живопись с попугаем??? : Ave CEsar- Ave MAria -Ave =EVa отсюда попугай при Деве Марии ???? но у Иорданса — 3 картины с попугаем и все про разное

-расчистка для выставки 2019 года



ренген — белила: копия или оригинал — с 17 века -от телесных грунтов. Нидерланды — от белых грунтов. Белый грунт отлично отражает инфрокрасные лучи — виден предварительный рисунок (underdrawing) — находим исправления

Дрезденский триптих -Сцена Благовещения с имитацией скульптура на внешних створках

маленький, донатор не известен

Диптих Благовещение (нет центральной панели) Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид ок 30 см

на фоне полированного черного мрамора

Портреты:

п. черты Арнольфини (Лондонская Национальная галерея) ок 75-77 см в высоту

холодная по тону

коллекция Филиппа де Гуэро — Маргарита Австрийская — Испания — Кор. Кол. Эскориал — Наполеон-украдена-английский полковник- Лондонская национальная галерея

-1840е годы — документы изображенного Арнольфини. Но какой Арнольфини? “ Джованни (кузены) — Э. Панофский теория о брачном договоре 1937 — Кто жена?? 1997, архив Дж. Ди Оричьо и Чечилия обвенчались только в 1440х годах — другая жена? Второй брат- брак в конце 1420х Джованни ди Никколо, но она умерла в 14??? Новейшая теория Маргарети де Костер — Джованни ди Никколо с умершей женой — мемориальный портрет- Ларна Кэмпбелл (хранител ранней нидерландской живописи в Лондонской национальной): “меньше надо на эту тему париться”.



Оптика — живопись на масляных растворителях = Масляная живопись

создал

Эстетика масляной живописи: прозрачная; многослойная; отражение света от грунта

Теория Хокни +профессор по оптике: технические приспособления, выпуклое зеркало; отражение отражения — см книжка

П. Арнольфини (Берлин)

П. в синей шляпе

Мало более ранних портретов

? тип до 1520 х годов — основной: погрудный портрет 1\3 меньше натуры

Но Ян ван Скорел писал в размер натуры (пришло из Италии)

“изящная словестность” о чем?? искусстоведение

в отношении внутренней жизни души (Бодуэн де …..???)

датированы с 1432 года, а в 1439 году умер

Leal Souvenir (Лондонская национальная галерея): посмертный- Тимотеус греческими буквами, Панофский искул этого Тимофея

П. МАргариты ван Эйк

П. кардинала Альбергати (Вена) !! сохранился подготовительный натурный рисунок сер. карандашом в Дрездене

Другая лекция (смена бумажек — клеточка)

судя по записи имени лектора — вот она первая — Алексей Олегович Ларионов

-избирательная история искусств

каждые 10-15 лет — ревизия, смена фокуса, новая информация

Ян ван Эйк

Карта Бургундского герцогства: Нидерланды, Север Франции, Эльзас, Лотарингия

Термин: “стиль около 1400 года” — со второй половины 14 века: интернациональная готика (в архитектуре: пламенеющая поздняя готика)

Пример: примерно 1410 год, Уффици, алтарь Лоренцо Монако. Джентиле да Фабриано. Или Диптих из ЛНГ (Лондонская Национальная Галерея)

Богемия, Чехия — лучшие мастера м. Теодорих??

а. Жана Бургийона — до Ван Эйка

??? Ян ван Эйк

Автопортрет -мужчина в карсном .тюрбане (ЛНГ)

Карел ван Мандер

2019 — большая выставка в Брюгге

новейший способ расширения наших представлений о художнике — контекстынй анализ: адрес- другие адреса — другие люди

? До Гентского алтаря (ГА)

? Поиск Губерта ван Эйка — нигде не обнаружили второй руки — сейчас считается исполнение Яна ван Эйка полностью

1432 год — одномоментно и сразу с высшей точки

6 мая 1432 года — освящение

примерно в то же время: капелла Бранкаччи в ц. Санта Мария дель Кармине — Мазаччо- механика движения человеческого тела

Расходятся дороги Северного и Итальянского Возрождения

15 век-первая половина 16 века — поляризация по линии Южнее\Севернее Альп

Юг: тело — движение

Север: другая наука — оптика и не перспектива и пропорции (анатомия). Свет

Мадонна в …. (Берлин) : поздняя; диспропорция

-? Створка диптиха: есть копия конца 16 века +поздняя копия Яна Госсарта (свободная копия)

Нидерланды — погоня за иллюзией и Донатор

Божественный свет (Э.Панофский). Северные окна

“быстренько пробежимся по ГА, не впадая в анализ”

-Иконографически сложный

-Редкий: ранее не встречалось Поклонение агнцу

-Необычная иконография боковых створок

-Реставрация: другой агнец (с человеческим лицом) — несохран. портрет Иисуса

Наполеон — Берлин -Версальский договор — ВВ2 — начало 20 века — одна доска украдена и не найдена — поставлена копия конца 16 века

-Деисус: Бог Отец редко — черты сына — иллюзионистические эффекты

-Адам и еВа — первые обнаженные в церкви. Беременна ли Ева? Одеты в 21 веке???

-Иоанны — покровители Ян Вейт и Лизбет — донаторы 1430х




28.09. 23

“Ван Эйк — своего рода чудо” — Другой путь ?? бы! ::

Робер Кампен

-г. Турне, множество документов, 0к. 1305? Валансьен (Франция?), франко-язычный, в 1405 — член гильдии г. Турне, с 1418 — много учеников, 1428 — запись про двух учеников (далее известных художников), учитель Рогира ван дер Вейдена; — восстание — суд; в 14?? — суд за аморалку (внебрачна связь)

Ни одной подписанной картины или контрактов или других документов

1566 год — иконоборческое восстание уничтожило огромный объем произведений

подписи — только с начала 16 века (Ян Госсарт), документы “слепые” (нет имени или мастер Ян)

Отсюда: корпус недокументированных или не подписанных картин + архивы (много живых подробностей).

То есть есть: много имен и много картин. Но как их “скрестить”?? Соблазн “скрестить”: поддобрать подходящее имя к подходщей картине

2 половина 20 века — развенчание недоказуемых атрибуций

Самый громкий случай: Робер КАмпен

Выделена “примечательная группа” в 19 веке: 1+ 3 доски (музей Франкфурта, Штеделовский Музей искусств) : Дева Мария, Св. Варвара (оборот: Троица гризайль тромплей), Добрый разбойник на кресте (фрагментированная). Легенда: из Флемальского аббатства (но такого аббатства не было) — отсюда “Флемальский мастер”

Стиль: 20е годы 15 века — до Гентского Алтаря

-от готики к чему-то новому:

-сохранятеся условное пространство

-есть готическое прецвеличение и жесткость

-НО: степень пластической иллюзии +реализм (прототипов нет) -конец 19 века: ?? Флемальский мастер = Робер Кампен “кажется, угадали”

Прибавляется круг других памятников

Триптих, ок 75 см высотой, в 19 веке в Мероде (Бельгия) — после ВВ2 МЕТ (филиал The Cloisters) :”реалистическая приземленность” ввели “Мастер алтаря Мероде” — вечная проблема Робера Кампена — выставки 21 века — Робер Кампен ли???? Сейчас новый виток — работ меньше

Например. Боковые створки алтаря Мероде — не Робер Кампен, а мастер Флемальского алтаря

+Благовещение алтаря Мероде

+”Дижонское рождество” (собор г. Дижона, еще в 19 веке): -достаточно революционное; ок. 1430 (примерно время создания ГА); другая; много нового; младенец на земле” ; одно из первых последовательных воплощений рассказа Св. Бригитты- 14 в. Видение Св. Бригитты

Если гуглить — будет много — до фига приписали

по стилю связанные — но степень связанности — ???

Более-менее точно атрибутированы:

  1. Благовещение Брюссельский Худ. Музей — по центральной панели алтаря Мероде — возможно, первая версия
  2. 2 боковые створки алтаря Верде (Прадо, Мадрид) — центральная панель не сохр. — хорошо документированы — 1438г — заказ — считается, что поздние вещи, есть влияние Ван Эйка -Робер Кампен умер в 1444 год, приблизительно в 70 лет
  3. Маленький татищевский диптих в Эрмитаже — Выставка -Верлин (это кто?) -куча текстов по Роберу Кампену: наши — подражание 1470х годов — позвали спеца по доскам

(Дендрохронология: только картины на дубе — для Италии не работает вообще, Фландрия, Голландия- привозили балтийский дуб, на обрезках писались картины. — шурф! — год кольца (резали всегда поперек), доска приблизительно 0, 5 см=10-15 колец= дата “дерево еще росло” — чаще всего видим финальные (близкие к краю кольца) то есть “не раньше” + приблизительно 5 лет сушки+??? может, она в студии лет десять еще валялась)

Наше дерево приблизительно 1410 года , то есть старое

книга Ал. Вик. Степанова “Северное возрождение” искать +статья про Робера Кампена

отношение: давно (90е годы), закрытое хранение, калька 2х композиций — отсюда новые смысловые взаимосвязи; зеркальность — смысловые переклички — тут много фантазии (это он про Степанова) Цитата :” много выдумывал” — про Апокалипсис Дюрера

?? ок 1430года

  1. 3 портрета: 2 парные (ЛНГ) в красном тюрбане и женский и портрет существующий в нескольких версиях: какая оригинал (то есть просто первая) ?? Берлинская


19.10. 2023

Гуго ван дер Гус

около 1465 — первые произведения (Эйк умер ок 1445, Рогир ум в 1464)

Карел ван Мандер — Гент, ученик Яна ван Эйка — все! 1 картина -??

1476 г ушел в монастырь

В 19 веке “искали” Гуго в …. Густав Вааген (Гремания) — первая монография, 7 картин всего, ни одна не считается сейчас его картиной

Большой триптих Поклонение пастухов с донаторами (алтарь Портинари, Уффици, Флоренция) — еще у Вазари: некий Гуго из Антверпена — кон. 19 века — другого Гуго нет.

Очень мало работ дошло

Винклер 1964 год — последняя монография — исправлено Берлин выставка Хуго ван дер Гуса (прямо сейчас идет) — есть каталог -позавчера попал: 10 картин, остальные под вопросом или совсем не

“Хронология Гуго ван дер Гуса — отдельный детектив”

-?родился в Генте или в окрестностях

-Дирк Баутс — учитель???? начало 60х годов -1870е гг нашли документ: Каспер Хейман?? — монах в окрестностях Гента из локального рода Клостер — мемуар- когда он пришел в монастырь, он встретил там великого художника Гуго -1476 год — постриг, нервный срыв у мастера (спец. условия: без поста, пил вино, принимал гостей, ходил в город) — жил и писал там картины. В путешествии у Гуго был приступ помешательства (”украли душу”), леили хором — вскоре умер

+соперничество с творчеством Яна ван Эйка — картина 19 века Эмиль Ваутерс, его брат Ваутерс — один из первых историков, писавших о Гуго, “безумие”. — вспоминаем о Ван Гоге — искусствоведческие суждения

2.5х6 метров в раскрытом виде

монументальность фигур

-выставлена в госиптале при Санта Мария Нуово 1483 год

-Томмазо портинари, банкир банка Медичи во Фландрии — прислал из Фландрии — “”разорвавшаяся бомба” -Вазари

-масляная живопись

-влияние алтаря Портинари на художественную продукцию Кватроченто

-Диптих Благовещение, монохром, на закрытых створках — не очень “скульптурные”, более живые

Сравни Алтарь Колумбо Рогир ван дер Вейдена

-странная композиция: нет ясности, упор на поклонение пастухов. Контекст: место: госпиталь для крестьян — заказ этого сюжета??-

-Эмоции, лица, характеры; индивидуализация образов. Ангелы от Ван Эйка, на переднем плане

-примерно 1475 год — у донатора родился второй сын, значит, картина уже в работе (так как его нет на картине)

1475-1478 — примерные даты работы

Исследование досок: 3 картины на особенных досках, начиная с алтаря Портинари — в монастыре ? с 1476 года (по доскам)

  1. Алтарь Монфорте

1910 -куплен Берлинский музей (другой Берлинский музей??), Вильям Боде, Макс Фридлендер (ассистент Боде)-? 15 век? — Гуго ван дер Гус

-что раньше А. Монфорте раньше, между 1470 и 1475 гг

-автопортрет? — в центре, но посторонний наблюдатель

  1. Поклонение пастухов

Нач. 20 века — куплена для Берлинского музея

Формат- вытянутая доска, большая. 2 поясные фигуры на переднем плане: ветхозаветные пророки (из иконографической традиции Библии бедных), прием с сзанавеской

Огромная литература: театральные мистерии (язык современной пьесы) или в контексте: особый тип алтаря в церкви — стоял на престоле — игра с реальными занавесями — пророки стоят за престолом

Симптом и диагноз — типа тут уже болезнь. Ок. 1480 года — после алтаря Портинари

  1. Успение Девы Марии в музея Брюгге

общее место — свидетельство о безумии. сравни Мадонна канцлера ван дер Пале — отстуствие единого действия — рядом но не вместе

Приписываются 2 рисунка, нет натурных рисунков вообще

Где натурные рисунки??? их у всех мало:

-не сохраняли (композицию сохраняли, а натурные этюды нет), в Нидерландах поздно начали собирать рисунки — “говорящие руки”. Контекст: манифест “нового благочестия” (перед Реформацией): личное переживание

  1. с начала 20 века — неисследованная работа: 2 двухсторонние доски -Эдвард Боккью (?), приор ц. Св. Троицы в Эдинбурге — заказ, с 80-х годов 15 века уже в церкви — дошли две боковые створки — Яков Третий и его жена Маргарита Датская со св. покровителями -закрыт! — внутри Троица и поющие ангелы с донаторами — центр неизвестен: богоматерь вознесенная на небо (Вознесение?) — частично переписаны — см Кэмпбелл статья для каталога — в Королевском собрании, экспонируются в Музее Эдинбурга — проблемы с реставрацией

-ранняя, до алтаря Монфорте, около 1470х, около 2 метров высотой

Малые форматы:

Мадонна во Франкфурте в штеделевском институте

Диптих грехопадение и страсти в Венском Худ. -Ист.

Оплакивание Христа — есть копия в Эрмитаже (калька- мастерская) — высокое качество — разница с рукой Иоанна, был паттерн, более старый — который Гуго использовал

Приписывается:

-Левая створка триптиха Мученичество Св.Ипполита — Дирк Баутс, завершал заказ после смерти — самая ранняя???

-3-4 портрета приписываются: В МЕтрополитан (в позднем овале — донатор??), портрет монаха — тоже фрагмент, фрагмент с Иоанном Крестителем

-3 необычные вещи — Гуго ван дер Гус ??? : 2 работы на холсте клеевыми красками, очень хрупкие, 70е гг 15 века

Йост ван Гент — это к чем??

живопись на негрунтованном холсте, есть фактура холста

2 рисунка Встреча.. и Рахили, Крайст Черч Оксфорд, в 2 цвета — точно Гуго у него всегда

и Распятый Христос в Королевском собрании в Виндзоре

Вопрос Эрмитажного Гуго ван дер Гуса:

17 век — поступил как Дюрер, плохое состояние, утраты, тонированный лак — Валера Бровкин (реставратор), процесс расчистки- размещена — “мне кажется, наша лучшая картина 15 века”. Макс Фриддендер приписал Гуго как самую раннюю. На обороте не было изображений



5.10. 2023

Рогир ван дер Вейден

конец 30х годов “некая альтернатива Ван Эйку”

-абсолютно точно локализуемое

-выпала из дискурса на столетия (хотя о нем всегда знали)

-2015 год, Прада — выствка “Рогир ван дер Вейден и Иберийский полуостров” Лорен Кэмпбелл (хранитель В НГЛ)

-известен, но недооценен: документы: Эскориал (Филипп Второй, кон 16 века) — есть картина “Распятие” для картезианского монастыря 15 века, указание, что это работа мастера Рогира,

-вещь очень поздняя 1460е годы — самая поздняя ?? и силы мастерской (умер в 1464)

-удовлетворительное состояние

-нач. 10х 21 века — средства на реставрацию — есть утраты, осыпи по стыкам досок — а так состояние вполне приличное

-авангардная сила!! — слишком современный: как танец Матисса

-3 м 20 см высотой

-лаконизм, в 3 цвета

-откровенная условность в ср. с непреложность ??, осязаемость -убедительность

-абсолютно чеканные формулы

?? Пересмотр наследия Рогира ван дер Вейдена:

авторские, мастерская, влияние — резко уменьшилось количество работ

?? диптих Распятие в Музее Филадельфии — рогир ван дер вейден или ?? Коллекция Джонсона

Что такое художественное качество? нюансы качества

1450 — ездил в Италию. Юбилейные даты: паломничество Рим, Флоренция — был заказ от Медичи ——-

Задача: идет прямо сейчас. Давняя история с 19 века спор о ранней работе — теперь бесспорно авторская -1435 год вступил в Брюссельскую гильдию — Евангелист Лука, рисующий Мадонну

-3 одинаковые створки, без складня, с перспективными архитектурными рамками, на заднем плане -пейзаж.

-Житие девы Марии

-условность сценария, нет желание изобразить это в нашем реальном пространстве

-хорошая сохранность

+3 еще такие же картины: 2 в Гранаде и 1 в Метрополитен (разрозненные): картина из Метрополитена тоже имеет испанское происхождение — Фридлендер и даже в начале 21 века — именно она оригинал

Сейчас считается, что оригинал в Берлине

Алтарь Мирафлорес в Берлинской картинной галерее

Рождение -оплакивание — явление Христа Марии

кон. 15 века — повторение, в МЕТ Яков Фламберс? имел доступ к кальке

Цвет — не копируется с кальки, часто выдает вкус другой эпохи

!! Может быть, у Степанова оригинла не тот, в Никулинской книге точно не тот (старая информация)

-исследование подготовительных этапов картины

Кэмпбелл: полиомиелит, с детства интроверт, хрупкость нервной системы “главнй погромщик” — это вообще о чем??

-По той же схеме (часто перернуты)

-Брюссель Оплакивание триптих

Прадо Опллакивание копия

  1. Мадонна Дюран — имя коллекционера

-атрибуция 19 века, доказательств нет

-Прадо, 1 м высотой, высочайшее качество, сомнений не было изначально, прошла переоценку успешно

В0общем листы с Рогиром перепутаны ВСЕ

30.11. 23

16 век — пограничный

Ян Госсарт — новое искусство — итальянская традиция

“Все это длилось сто лет”

темперамент — Рубенс, до Рубенса — Нидерланды-Италия — сложная история

“Первый, кто съездил в Италию не в пустую”. Карел ван Мандер: биография, психологический портрет: “чудовище” (”волк-одиночка нидерландского искусства”).

Гравюра 1570 г — портрет (примерно 70 лет после его смертти), последние 20 лет -много изучают. Выставка 2010 года в МЕтрополитен и НГЛ — каталог выставки и каталог резоне: Живопись и графика

родился в 1478году, Мобеж, Французский Брабант, работал во Фландрии, вступил в 1503 году в Антверпенскую гильдию

ранние работы-???

!!! в 1508 году поступил на службу герцогу Филипу Бургундскому (большая семья, не правящий, бастард Филипа Доброго, признан, адмирал Зееландии — почетный титул), придворный художник

В том же году Филип Бургундский по поручению Филипа Красивого едет в Рим к папе Римскому, Госсарт — с ним: Венеция, Флоренция, Рим и тд. — 4-5 месяцев в Италии

Филип Бургундский — античность, Ян Госсарт -зарисовывал античные памятники- дошли 4 рисунка:

  1. Колизей 2. нАбросок с мальчиком, вынимающим занозу — сложный ракурс 3. Аполлон Киварет — женские черты 4 Геркулес с палицей (но не Фарнезский)

1509 — возвращение в Нидерланды !! обнаженные тела : (везде к северу от Альп)

Венера 1510

довольно много таких картин, по заказу Филипа Бургундского (до мерти последнего -покровитель Госсарта) — первая мифологическая ображенная Венера с амуром Лукаса Кранаха (Эрмитаж)

Оформление дворца: 1512-1514: НЕтпун и Амфитрита (Берлин): Нептун — портрет Филипа Бургундского (для приемного зала над камином) “полный отрыв от нидерландской традиции” : античные колонны, антикизированный антаблемент, прямая перспектива, антикизирующие фигуры, аллегория +замена фигового листа на ракушку! (желание заказчика) “манифест нидерландского романтизма”, “мемориал2 (герцогу тут за 50 лет в этот момент)

Венера с амуром — аллегория, бронзовые рельефы на постаментах колонн — первый раз сюжет в нидерландской живописи — Вулкан, Марс и Венера — потом целая серия

Геркулес и Даянира

Гермафородит и Сальмакида

ок 1520 заказчик неизвестен, Мюнхенская пинакотека — Даная — первая в европейской живописи — от Корреджо!!

есть исследование про вымышленную архитектуру у Госсарта — “бумажный архитектор” от Витровия

любимый сюжет: Адам и Ева

много вариантов, большая традиция. Виляние гравюры Дюрера: все композиции

ок 1518 г Адам и Ева, Хэмптон-корт, Лондон: очень кучерявый и бородатый мужчина — автопортрет?

Адам и Ева : — подчеркивает роль женщины как соблазнительницы, дерево — та версия, где он опирается на него

рисунки авторские и копии

драматургия сюжета

скрещенные ноги- эвфемизм секса 2 рисунка Адам и Ева и еще один

1520 г рисунок Госсарта Женская баня — новое

Более традиционные темы:

ок. 1511 — Алтарь Поклонение волхвов, НГЛ, сравнивают с Гуго ван дер Гусом, Но Госсарт: маньеризм, элементы пламенеющей (поздней) готики, декоративное

Сотрудничал с Герардом Давидом — ранний период творчества

Богоматерь -Герард Давид, остальное — Госсарт: богатая фантазия- страсть к украшательству

А. Дюрер в 1522 году сделал крюк посмотреть на алтарный образ “Снятие с креста” (не сохр) “лучше написана, чем сочинена” — отсутствие цельности, баланс? — “что-то декадентское есть в этом узорочье”

1524 -поступает на службу к Адольфу Бургундскому — заказ: некая реплика Гентского алтаря (центральная часть) — сохранилась в Прадо

Странно: обрезаны фигуры, вмонтированные в фон, нет пространства

Увлечение Италией +плюс доведение до предела линии позднеготического стиля

Алтарь в Палермо??? много такого — антверпенские маньеристы

! Моление о чаше (Берлин, Картинная галерея) — первая лунная ночная картина в европейской живописи

! 2 штуки 1516 Евангелист Лука, рисующий Мадонну (Прага, Народная галерея, ок 2, 5 м высотой)

середина 20-х годов — второй вариант (Вена)- более готическая версия — отменная сохранность

(было у Гуго ван дер Гуса — дошло в повторениях — и у Рогира ван дер ВЕйдена)

! Эрмитаж Снятие с креста: — слегка повреждена — из коллекции нидерландского короля — считалась Квентин Массейс — не расчищена, перевод на холст — описана Карелом ван Мандером- повторение Мальденбургского алтаря (утрачен) — “Клуб” музеев (картины Госсарта) — 4-5 музея, включая Эрмитаж

заказ 1525 года — другой прототип -? центральная часть триптиха +2 створки (выставка 2011) в Толедо, Огайо? — отвергнута (Ларионов видел — другие) — ездила на выставку в Нью Йорк и Лондон (”последняя ласточка”) -в России действует запрет возить в Америку (после еврейских рукописей из Ленинки)

много картин кабинетного формата

1520е — тип “Мадонна с младенцем”

диптих канцлера Жана Каронделе (Лувр ) — аукцион Вильшельма Второго 1852 года

Портреты — новая эпоха в нидерландской живописи (”если не в европейской): эмоциональная открытость портретируемого

? Автопортрет (Манчестер)

портрет купца НГЛ, Мужчина с перчаткой НГЛ, граф Флорис Эгмонт, Портрет с двумя кольцами (кто и где?), двойной портрет из НГЛ

В России — 1 портрет из Эрмитажа в ГМИИ

Мужчина в красном?

Молодой человек?

Датская королевская семья 18 или 19 — гос.переворот — Кристиан Второй с семьей сбежал к сестре (?) — родственник КАрла Пятого — погиб в темнице после попытки возвращения в Данию

  1. ! групповой портрет детей Кристиана Второго
  2. Портрет Доротеи Датской, НГЛ

рисунок Кристиана Второго (Лувр) — образец для гравюры (modello) под вопросом

! первым изобрел способ сотрудничества инвентора и гравера — 1525

гравюра на меди — художник гравирует сам, ксилография — всегда рисунок, а резчик режет потом (есть образцы брошенных досок) — разные люди — начиная с 1530-х годов — разделение труда и в гравюре на меде

“Весь гарнир сначала, позирование — потом, был промежуточный лист — какой?)

Есть лист в Эрмитаже (Госсарт) — вдруг натурный для каллиграфической техники — ?? установить портретное сходство

Фридлендер 1526 Лука Лейденский (гравюра) лист Виргилий в корзине в манере Госсарта (а они в этот год общались) — персонаж в центре — сам Госсарт (вне сюжета, чисто оммаж): топик “женское коварство” — и дата на гравюре не совпадает — 1525 год!

Леда и Лебедь рисунок в Эрмитаже

Мадонна в МЕТ — копия с несохранившегося оригинала ? около 20 реплик — Карел ван Мандер — супруга Адольфо Бургундского (тут должно быть еще)




8.12. 23

23.11.23

21.12.

14.12. 23

Ян ван Скорель (ок. 1495-1560) “нидерландский романтизм”

Утрехт, начинается северонидерландская художественная традиция — Голландия, с 19 века национализм, много денег — Лейден, Утрехт, Амстердам

очень образованная среда, отец — чиновник, образование — латинская школа, языки, культурная элита

Контакты: 1517 год — Госсарт (старше на 17-18 лет), путешествия: Нюренберг (Дюрер), Базель (? Ганс Гольбейн младший), Италия, по дороге завис в Коринтии (Австрия)

Первый крупный заказ — алтарь (по-прежнему в церкви, Зеленая троица???), Венеция (!!! “отправная точка его творчества”) — приблизительно 3 года с перерывами

Перерывы: путешествие в святую землю: через Грецию в Иерусалим, Карел ван Мандер: зарисовки св. земли — потом картины (картины не сохр)

рисунок Вид Иерусалима (1520е)

Венеция: несколько картин, влияние Вен ??

1522? папа Адриан : (после Льва 10), архиепископ Утрехта — набожный северный человек пр. светский Рим

Скорель — хранитель художественных коллекций Ватикана, хранитель антиков, главный художник Ватикана “Рафаэль сегодня” — не случилось: “другая история искусств”

1523 — умер Адриан 6 — Скорель возвращается в Утрехт

1526 — стал каноником ц. Девы Марии в Утрехте (6 детей?? или дней??, брак) что освободило его от участия в гильдии живописцев

Спроектировал и руководил строительством системы каналов и дамб (проекты польдеров), писал, статус элитарного художника

1520 — поклонение волхвов (Венеция) — влияние антверпенской готики

1521-1522 — портрет неизвестного венецианца — влияние вен. стиля Джорджоне

1520 -е годы Клеопатра: влияние Спящей Венеры Джорджоне, рыжая, змея с зубами прозрачная!

Венера и Амур

Адам и Ева (Утрехт) — первая широкая кисть, Карел ван Мандер: “итальянская манера”

Триптих со сценой въезда Христа в Иерусалим: новая композиционная схема для Нидерландов

Крещение Христа: “непереваренные куски из Рафаэля”

Мария Магдалина (Амстердам): пейзаж — определенный тип пейзажного фона в нидерландском искусстве

начало 1530-х годов: Потоп: около 3 м, король Филипп 3 искал и вывез в Прадо)Ж “южный” с тающими далями и скалами “усвоение итальянских пластических формул” — очень динамично- как будто из дерева вырезаны (застыли) — много цитат этой композиции: протестанты: одна (1580-90 гг) из любых тем, так как кара

Ветхий завет — тоже редкость в Нидерландах

1530-е Вирсавия в купальне

Принесение во храм (Вена): вымышленная архитектура !! Собор Св. Петра

Святое семейство (Рейхмузейм)

Мадонна с розой — больше воздуха, легче, “освежающее воздействие итальянского искусства”

1958 ?? Мадонна в Картинной галереи Тамбова: Юрий Иванович Кузнецов поехал в командировку — фонды- большое имение Строгановых — хорошая коллекция в Тамбове — вторая часть диптиха (Мужской портрет) в Берлине

Портрет Анны ван Хоосфен

Утрехт — епископство -всегда католический

1530е годы — Мария Венгерская, сестра Карла Пятого, правительница Нидерландов

скрывался 2 года в Харлеме — ?

заказ от братства иерусалимских паломников: первый в истории европейского искусства (или первый в Голландии) групповой портрет — третий справа — сам Ян Скорель

еще один групповой портрет в музее Франца Хальса

!!! Портрет молодого человека (Роттердам): новый вид портрета — в размер натуры — все до — меньше натуры

Юный живописец

примерно 15 портретов

В Эрмитаже Ларионов нашел портрет Скореля: портрет голландского финансиста, императорского канцлера Гроте Вансант

Портрет в старости (1560 за 2 года до смерти?)

работа: Антонис Мор — портрет ст. испания — работа в испании

Лучший ученик -Мартин ван Хемскерк

Автопортрет 1550х на фоне Колизея

в конце 1520х — у Скореля

Семейный портрет в стиле.манере Скореля, даже принимали за Скореля

1532 — портрет для гильдии Св. Луки в Харлеме -Св. Лука, рисующий Мадонну — новая композиционная схема, не было прототипов

огромный талант — интерес к античности — игра с перспективой (Музей Хальса в Харламе)

1532 — уезжает в Италию, 7, 5 лет там — рисовал руины и антики — сохранились “Римские штудии”

Ян ван Скорель — примерно 5 рисунков топографических харисовок

Ван Хемскерк — примерно 100: 3 альбома в Берлине

в 30-40х годах — только эти нидерландцы — достоверный вид Рима — интерес чужаков +привычка к документальности

2019 — полный комментированный каталог Брилл

“Бельведерский торс везде”

В Эрмитаже есть третий рисунок — нашел Александр Конюх (среди рисунков “копии 18 века”) — нона выставке его нет — большой лист со татуей пленного дака (статуя сейчас в Лувре), ок 45 см высотой

Ж: возвращение из Италии до 1574 или 1575 года “очень трудолюбивый художник” — стиль мало эволюционировал после Италии

Маньеризм: Коронование Христа — мастерский, вычурный рисунок и нидерландская дотошность

Триптих в Варшаве “Поругание Христа” — необычный цвет, экспрессия

Сивилла (Рийксмузеум) — перечистили, местами до рисунка

белила становятся прозрачными, особенно когда рисовали на белом или светлом грунте и еще жирный рисунок углем

расчистка: после второй мировой войны -передовые музеи Америки и НГЛ — перестарались — самые первые опыты — “У каждой эпохи свое красиво” — на это нельзя ориентироваться — так можно “Соломенную шляпку” Рубенса превратить в Ренуара

Триптих Распятие в Эрмитаже 1543 — часть доски срезана — утрачено фигурное завершение — центральная часть куплена в 1810г по совету директора Лувра (Виван де Нонно??) — средняя часть переведена на холст, боковые створки — дерево

Медный змий (внешние створки ) распилены на дощечки

Шествие Вакха

Америка Уоллес галери — 3 м длина, “космический” пейзаж

Похищение Елены еще античные фантазии 7 чудес света

Аллегория милосердия

Венера и Амур

Оплакивание Христа !!!

Нидерландская гравюра

инвентор Дирк Корнхед (гравер) ок. 1540х- первый пример сотрудничества — потом Иероним Кок — издательство на четырых ветрах

до этого отдельные образцы создания рисунков для гравюры

“каллиграфическая” техника — имитация приемов резца

Библия Пискатора

корпус иллюстраций для Библии сер 16 века (переиздавалась весь 17 век) — примерно треть или более — по рисункам Хемскерка — широко известная

1550 е — серия Приемы фехтования (авторские рисунки не сохранились, гравер неизвестен)

начало 60х годов Серия Семь чудес света — по описанию Геродота

error: Content is protected !!