Степанов Нидерланды иконоборческие бунты 1566 и 1578
доминирование музыки (а не литературы как в Италии)
чувствительность (и в живописи, и в музыке)
разговор Микеланджело с Франческо де Ольяндо ( у Степанова — ученик Микеланджело, что кажется, не так) — Рим, ок. 1538 года, в церкви Сан Сельвестро ин Монте-Кавалло (источник??): Цитата стр 8 ук.соч. “Фламандская живопись в большинстве случаев больше говорит сердцу благочестивого человека, чем любая картина итальянской школы. Итальянская живопись не вызовет у него слез, фламандская же, наоборот, вызовет их много. Однако нестолько из-за ее выразительной силы и добротности, сколько из-за благочестивых чувств самих молящихся”. “Женщинам она нравится, особенно очень старым и очень молодым, а также монахам и монахиням и некоторым дворянам, которым не хватает чувствительности к подлинной гармонии”. “Во Фландрии пишут картины собственно для того, чтобы дать глазу иллюзию вещей, которые нравятся и о которых нельзя сказать ничего дурного, как святые и пророки. Пишут они также платья, архитектурный орнамент, зеленые луга, тенистые деревья, реки, мосты и то, что они называют пейзажами, и при них множество оживленно движущихся фигур, рассеянных тут и там. И хотя это глазу некоторых кажется привлекательным, но поистине этому не хватает подлинного искусства, правильной меры и правильных отношений, так же как и выбора и ясного распределения в пространстве, и, в конце концов, даже самого нерва и субстанции, хотя я не хочу отрицать, что в других местах пишут хуже, чем во Фландрии. И я порицаю фламандскую живопись не за то, что она насквозь плоха, но за то, что она слишком много вещей стремится хорошо сделать (в то время как и каждая в отдельности достаточно велика и трудна), так что ни одна из них не доводится до совершенства”. “Лишь произведения, возникающие в Италии, заслуживают быть названными подлинными произведениями искусства. Поэтому мы и истинную живопись называем итальянской, так же как мы дали бы ей имя другой страны, если бы она там создавалась такой совершенной. Ничего более благородного и угодного Богу, чем эта подлинная живопись, у нас на земле не существует. В подлинно просвещенных людях ничто не пробуждает такого благочестия, ничто их так не облагораживает, как это с трудом завоеванное земное совершенство, которое близко стоит к божественному и почти ему равняется. Хорошая картина есть собственно не что иное, как отблеск совершенства Божьих творений и подражание его живописанию, и в конечном счете это музыка и мелодия, которую благородный дух, и только он может лишь с большим трудом почувствовать”.
цель фламандской живописи: восхождение от чувственного к мистическому созерцанию сверхчувственного
мистик -усиление персонального начала в их духовной жизни
описатели, а не повествователи.
Созерцание “под знаком вечности” stilleven
Часословы и миниатюры (а не фрески — нет стен)
темпера против масляной живописи (примерно с 1420 года). Масляная живопись: система слоев
“пространство образуется вещами” — не действительность и не перспективная коробка
место человека в мире: прагматика и личная ответственность за свою жизнь
низкий статус живописцев (Средневековье) даже в 16 веке: гильдии
Имена:
Карел ван Мандер, Питер Влерик (его учитель), Лукас де Хере (живописец и поэт из Гента, один из учителей Карела ван Мандера), Марк ван Варневейк (ученик Лукаса де Хере)
братья Лимбург из Неймегена (двор герцога Беррийского), Анри Бельшоз из Брабанта, Мельхиор, Брудерлам из Ипра, Жан Малуэль (дядя Лимбургов) — двор герцогов Бургундских
Фома Кемпийский -”новое благочестие”
Города: Куртре, Турне, Брюгге, Харлем
Робер Кампен
Турне, документ ок. 1406 (архив), 1410 — гражданство и должность “городского художника”, крупная мастерская, 1423 — принял участие в восстании ремесленников против патрициата, правили 5 лет, входил в совет. В это время его ученики Рогир ван дер Вейден и Жак Даре (его ученики до 1432 года) — в 1432 обвинен в сожительстве — защита герцогини Жакетты, правительницы Голландии, Брабанта и Эно. Умер в 1444
3 доски из Штеделевского художественного института во Франкфкрте-на-Майне:
гризайль “Троица” со Св. Вероникой на обороте, стоящая Мария с младенцем и фрагмент Распятия со злым разбойником на кресте — Флемальский мастер = Робер Кампен???
“картины без имени — с именем без картин”
! Турне, провинция Эно (Геннегау)- валлоны, французский, древняя столица Меровингов, в то время французский город. Фландрия подчиняется епископу Турне, а он в свою очередь архиепископу Реймсскому. Отсюда, Карел ван МАндер не писал о Робере Кампене — другая страна.
Рождество из Музея изящных искусств в Дижоне
Слова на ленте: легенда из Протоевангелия Иакова. Видение Св. Бригитты
Диптих “Троица” и “Мадонна с младенцем” из Эрмитажа
? Алтарь Мероде. Триптих. Ок. 1440 Метрополитен Заказчик и донатор Петер Ингельбрехте с женой (торговец сукном и шерстью)
вариант “Благовещение” в Королевских музеях изящных искусств в Брюсселе: считалься копией Алтаря Мероде, сейчас — наоборот: алтарь Мероде работа мастерской с Брюссельского Благовещения -“мадонна смирения”
Ян ван Эйк
Карел ван Мандер и прочие 16 век — “забыли” о более ранних художниках интернациональной готики — те работали во Франции ; нужно было “чудо” — Ян ван Эйк — родоначальник нидерландской живописи, “изобретатель” техники масляной живописи, территория будущей Голландии
род в Маасейке, жил в Брюгге с 1425 по 1441 (умер там). После ван Эйка в Брюгге работали Петрус Кристус, Ханс Мемлинг, Герард Давид.
Гент: Хуго ван дер Гус
Лувен: Дирк Баутс
работал при дворе Иоанна 4 Баварского (граф Голландии, Зеландии и Геннегау) в Гааге — ок 1424 года , молодой Ян из Маасейка -миниатюры Турино-миланского часослова: 7 миниатюр его работы сгорели в пожаре 25 января 1904 года в Королевской библиотеке в Турине.
миниатюра “Плавание святых Юлиана и Марты” 11х 7 см
1425 -перешел на службу к Филиппу Доброму в Лилль — до 1429 (двор Филиппа) оставался там, дипломатия: Валенсия, Португалия: портрет инфанты Изабеллы (дочь короля Иоанна 1) — женитьба Филиппа в 1430 — Ян ван Эйк возвращается в Брюгге
“Мадонна в церкви” из Берлинской картинной галереи, 1425 г. Часть дипттиха (вторая часть — с донатором — утрачена) : солнце с севера (метафизика), премудрость Божия
Гентский алтарь церковь Св. Иоанна Крестителя, позже, с 1540х годов, церковь аббатства Св. Бавона (она же) — после 1559, кафедральный собор города Брюгге
1823 надпись про Губерта и Яна ван Эйков на наружной раме, Йодукус Вейдт (с 1433 бургомистр Брюгге)- донатор, дата 1432 — в капелле Св. Иоанна Богослова, освящена 6 мая 1432 года (день мученичества)
реставрация и анализ 1951-1952 годов в Центральных лабораториях бельгийских музеев — одна рука, работа только Яна ван Эйка
Мадонна канцлера Ролена. Ок. 1435
Арасский договор между Филиппом Добрым и Карлом 7 (Франция), конец войны между Бургундией и Францией (16 лет), переговоры вел канцлер Никола Ролен — для семейно капеллы Роленов в церкви Нотр-Дам-дю-Шастель в Отене (родина канцлера)
Крест на мосту — убийство Иоанна Бесстрашного на мосту Монтеро сторонниками дофина (будущего короля Карла 7) в 1419 году- Канцлер Ролен, советник Иоанна, был свидетелем этого — пункты в Арасском договоре
Мадонна каноника ван дер Пале — sacra conversazione (первое в евр. живописи — итальянцы: Доменико Венециано Алтарь Св. Лючии — несколько лет спустя)
Портрет Арнольфини
инвентарная запись коллекции Маргариты Австрийской от 1516 года “Эрнуль Хитрый со своей женой” — Джованни ди Арриго Арнольфини из Лукки, в Брюгге с 1420 года, представитель торговой фирмы Марко Гвидекона
Портрет человека в красном тюрбане — оборот 3/4, портрет видит зрителя, моментальность
Сравни Портрет Робера де Масмина из Музея Тиссен-Борнемиса в Мадриде. Робер Кампен, ок. 1430?
Рогир ван дер Вейден
Никола Кузанский об иконах — 1452 год — инспекция немецкого монастыря бенедиктинцев в Тегернзее — “Трактат о видении Бога, или Книга об иконе” — привел несколько удачных примеров, в том числе картины Рогира ван дер Вейдена в Брюссельской ратуше
Рогир ван дер Вейден, он же Роже де ла Пастюр, родился в Турне, в 1427 — мастерская Робера Кампена, через 5 лет принят в гильдию Св. Луки в Турне же, много работал в Брюсселе (столица бургундских герцогов) — невнимание к нему патриотов 16 века (Карела ван Мандера и тд — Карел в. М. разбивает его на двух разных художников) — ум. в 1464.
4 сцены правосудия в брюссельской ратуше — не сохр
Св. Лука, рисующий Мадонну — византийская легенда 8 века -в Европе с последней четверти 12 века — с 14 века — покровитель гильдии
по легенде — для капеллы гильдии в ц. Св. Гудулы
вторичная, стилизованная готика
Снятие с креста. Ок. 1437-1438 — В Прадо в Мадриде заказ лувенской гильдии стрелков-арбалетчиков для их капеллы в ц. Богоматери-за-стенами — 1548 Маргарита Венгерская приобретает его для капеллы своего замка Шато-де-Бинш -копия Михаила Кокси и орган (1,5 тыс. гульденов) — замок сожжен французами в 1554, но картина уже в Монсе — подарок Филиппу Второму -ок. 1558 перевезена в Испанию
Семь таинств ок 1441 — заказ Жана Шевро, епископа Турне, советник герцога Филиппа -для церкви Св. Ипполита в Полиньи (Бургундия), родина епископа — изображена строящаяся в Брюсселе ц. Св. Гудулы (позднее с. Св. Михаила)
На левой панели — таинства крещения, конфирмации и исповеди, на правой -священства, брака и соборования. В центре у алтаря — таинство евхаристии
Страшный суд
1443, канцлер Никола Ролен -богадельня при монастырской обители в городке Боне, между Дижоном и Отеном — монастырь-госпиталь св. Иоанна Крестителя в Боне
сравни: Ян ван Эйк Страшный суд створка складня “Татищевского диптиха” (в 1845 — Эрмитаж — сейчас Метрополитен)
с 1459 года — дважды в день месса за спасение души донаторов
Алтарь Св. Коломбы. Триптих для ц. Св. Коломбы в Кёльне
очень крупный, конкуренция с алтарем “Поклонение волхвов” Стефана Лохнера для кельнской ратуши (1440е гг)
в виде волхва — будущий герцог Карл Смелый (Карл, Шароле, наследник Филиппа Доброго
Левая створка — Благовещение, правая — Принесение во храм
Портреты — изобрел портрет- диптих (с Мадонной)
Портрет рыцаря ордена Золотого руна в Брюсселе , ок 1460 г — лучший (со стрелой) — Антуан Бургундский (?), внебрачный сын Филиппа Доброго, посвящен в рыцари в 1456, ему около 35 лет, с 1463 года возглавлял гильдию стрелков Св. Себастьяна в Генте — портрет раньше — любовь?
Петер Кристус
Появился в Брюгге около 1440, брабантец, но из Голландии. Учеником Яна ван Эйка не был, но помогал в мастерской, закончил ряд его заказов после смерти. “главный мастер в Брюгге между 1444 и 1472 годами” — “скромный, прозаичный” — влияние нидерландского Севера (будущая Голландия)- “примат корпоративного начала над индивидуальным”, “новое благочестие” — Фома Кемпийский. Понятие среды (часть пространства, выкроенного по мерке конкретного человека) — точка зрения — перспектива см. “Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском” 1457 или 1458 год
“Оплакивание” ок 1450. Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе, по заказу Ансельма из Брюгге (какого-то) — очень вытянута по горизонтали, крест(точнее, только его основание) с правого края.
Св. Элигий -заказ антверпенской корпорации золотых дел мастеров (?) — их покровитель — самая ранняя жанровая картина в европейском искусстве
Портреты в помещении: портрет Эдварда Гримстона, 1446 — посетил Нидерланды в качестве торгового агента анг. короля Генриха 6 в 1445-1446 годах
Портрет девочки. Ок. 1470
Дирк Баутс
Ок 1448 голландский живописец Дирк Баутс (Теодорих Ромбаутсоон) женился на жительнице Катарине ван дер Брюгхен (Меттен Гельде — Денежная)- через 20 лет должность городского художника, умер в Лувене в 1475 — похвалы художнику Лампсониуса и Карела ван Мандера : пейхад и волосы и бороды — мера и порядок (сравнивали с Перуджино и Дюрером)
Гипотеза о смене влияния Петера Кристуса на влияние Рогира ван дер Вейдена (”Снятие с креста” находилось в Лувене) — Степанов против: см. полиптих “Таинство святого причастия” 1464-1467 — в лувенской церкви Св. Петра -сохранился контракт. Центральная панель — “Тайная вечеря”, на боковых — ветхозаветные префигурации тайной вечери: Встреча Авраама и Мельхиседека, Сбор манны, справа — Сон Илии в пустыне, Приготовление иудейской пасхи.
Учреждение таинства евхаристии — необычный сюжет в то время — популярный в раннехр. и византийском искусстве — снова популярен у приверженцев Яна Гуса (причащаться хлебом и вином). Бюргерское благополучие, правильная перспектива. Сбор манны -”пейзаж реальности” по типологии Кеннета Кларка — Синайская пустыня
Мужской портрет в Лондонской национальной галерее — кусочек пейзажа за окном — “среда обитания вот этого, конкретного человека” — возникновение личности
Ханс Мемлинг
Легенда о беспутной солдатской молодости — картины для украшения раки Св. Урсулы и алтарь триптих “Мистическое обручение Св. Екатерины” — музей Ханса Мемлинга — легенды старого Брюгге — родом из Майнца или из Зелингештадта, близ Ашаффенбурга (поэтому Ханс а не Ян), ум в 1494.
В 1467 в Брюгге умирает Филипп Добрый, Карл Смелый празднует здесь свадьбу с Маргаритой Йоркской, через 20 лет -заточили Максимилиана Австрийского.
Ханс Мемлинг — влияние Рогира ван дер Вейдена (со времен Фридландера) и Яна ван Эйка. Права гражданина в 1465, через год — заказ на алтарь “Страшный суд” от Анджело Тани (управляющий банком Медичи в Брюгге) для капеллы Во Флоренции (Бадия, внизу Фьезоле) — закончен в 1467 году. — до 1843 года считалься произведением Яна ван Эйка. — рассказ, “страшная сказка”
Сравни Стефан Лохнер Страшный суд. Ок. 1435 (работал в Кельне) — немецкая традиция
Весна 1473 года — перевозка в Италию, корабль (зафрактован Томмазо Портинари) захвачен немцами (война англичан и ганзейцев) — до сих пор в Данциге (Гданьске)
Триптих Донна. 1468 заказчик сэр Джон Донн
Триптих Мореля. 1484 — заказчик бургомистр и казначей Брюгге Виллем Морель
Триптих Якоба Флорейнса в Лувре
Ввел в нидерландское искусство “отдых на пути в Египет”
Мадонна в лугах. Ок. 1470. Музей Прадо, Мадрид — ангелы, развлекающие младенца — немецкий “сентиментальный” мотив
Триптих Мадонна на троне в Венском худ-историческом музее. ок. 1485
Триптих Мистическое обручение Св. Екатерины. 1479 для госпиталя Св. Иоанна в Брюгге.
Слева- Усекновение главы Св. Иоанна Крестителя, справа — Откровение Св. Иоанна Богослова
На внешней стороне — попечители госпиталя: Якоб де Кенинг, Антоний Зегерс и начальницы госпиталя Агнес Каземброт, Клара ван Хюльзен со своими небесными покровителями.
Рака Св. Урсулы. 1489. — тоже в госпитале Св. Иоанна — 8 маленьких картин по сторонам ларца и 8 медальонов на крышке
Портреты — более трети от дошедших до нас произведений Мемлинга — около 40
первый — модель на фоне пейзажа
Портрет молодого человека. Ок. 1475 г.
Диптих Ньювенхове. 1487, Музей Ханса Мемлинга в Брюгге — портрет донатора и мадонна с младенцем
Портреты Томмазо Портинари и Марии Барончелли. Ок 1470
Хуго ван дер Гус
Алтарь Портинари. 1476-1478 Томмазо ди Фолько Портинари, с 1464 года — управляющий банком Медичи в Брюгге. Заказ для церкви Св. Эгидия при флорентийском госпитале Санта-Мария Нуова. Привезен во Флоренцию в 1478 году. Сейчас в Уффици
Алтарь Монфорте “Поклонение волхвов” (Картинная галерея в Берлине) Ок. 1470
“Рождество” ? Берлинская картинная галерея ок. 1480 в 1903 перевезли из Мадрида в Берлин
августинский монастырь Родендале близ Брюсселя, с 1478 года — последние 4 года своей жизни — из хроники послушника монастыря Гаспара Оффхейса — особенно после паломничества в Кёльн в 1481 году — через год умер
Герард “Гертген тот Синт Янс” — “Маленький Герард из братства Св. Иоанна”
“Сожжение останков Иоанна крестителя”, 1484 — заказ ордена иоаннитов (орден госпитальеров Св. Иоанна в Иерусалиме) — внешняя сторона правой створки главного алтаря в церкви харлемских иоаннитов — на оборотной стороне — “Оплакивание Христа” (на главное было “Распятие”) — сам алтарь погиб во время религиозных смут или осады Харлема (источник — Ван Мандер)
12 изображенных иоаннитов- первый групповой портрет в голландском искусстве
родом из Лейдена, ученик Алберта ван Оуватера (учился во Фландрии, вернулся в Голландию, основал мастерскую), кальвинисты уничтожили большую часть его произведений , умер около 1490 года (не достигнув и 30 лет)
“Рождество” ок.1480 — первый ноктюрн в нидерландской живописи
“Иоанн Креститель в пустыне” ок. 1485-1490
Канон
- Поющие ангелы. Музицирующие ангелы. Ян ван Эйк. Гентский алтарь. 1432
- Католическая месса в кафедральном соборе Антверпена во 2 пол 16 века — Автор??
- Иконоборческий бунт кальвинистов 20 августа 1566 года — гравюра
- Музицирующие дамы. Ок. 1450
- Живописец за работой. Св. Лука рисующий Мадонну. Рогир ван дер Вейден, ок. 1435-36
- Робер Кампен. Троица. Ок. 1430-1432 гг
- Робер Кампен Св. Вероника. Ок. 1430-1432 гг
- Робер Кампен Мария с младенцем. Ок. 1430-1432 гг
- Робер Кампен Фрагмент Распятия. Ок. 1430-1432 гг
- Робер Кампен. Рождество. Ок. 1425 г Музей изящных искусств в Дижоне
- Робер Кампен Диптих “Троица” и “Мадонна с младенцем” из Эрмитажа Ок. 1433-35
- Робер Кампен ? Алтарь Мероде. Триптих. Ок. 1440 Метрополитен
- Робер Кампен ? Благовещение. Ок. 1440 Королевские музеи в Брюсселе
- Ян ван Эйк? “Плавание святых Юлиана и Марты” 11х 7 см Милано-Туринский часослов. Ок. 1424 года?
- Ян ван Эйк. “Мадонна в церкви” из Берлинской картинной галереи, 1425 г. Часть дипттиха (вторая часть — с донатором — утрачена)
- Ян ван Эйк Гентский алтарь. 1432. В закрытом виде. Благовещение. В открытом виде. Дева Мария, Бог Отец и Иоанн Креститель. Адам. Ева. Праведные судьи и воины. Святые отшельники и пилигримы.
- Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. Ок. 1435
- Ян ван Эйк Мадонна каноника ван дер Пале Ок. 1436
- Ян ван Эйк Портрет четы Арнольфини. 1434
- Ян ван Эйк. Портрет человека в красном тюрбане. 1433
- Робер Кампен. Портрет Робера де Масмина (?) из Музея Тиссен-Борнемиса в Мадриде. ок. 1430?
- Рогир ван дер Вейден. Св. Лука, рисующий Мадонну. Ок. 1435-1436
- Рогир ван дер Вейден. Снятие с креста. Ок. 1437-1438
- Рогир ван дер Вейден. Триптих Семь таинств. Ок. 1441 Антверпенский королевский музей изящных искусств
- Рогир ван дер Вейден. Полиптих Страшный суд. Между 1446 и 1451
- Ян ван Эйк и маст. Страшный суд створка складня “Татищевского диптиха” Ок. 1535
- Рогир ван дер Вейден. Алтарь Св. Коломбы. Триптих . Кёльн
- Рогир ван дер Вейден. Портрет рыцаря ордена Золотого руна. Ок. 1460
- Петрус Кристус “Оплакивание” ок 1450. Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе
- Петрус Кристус. Св. Элигий. 1449
- Петрус Кристус Портрет Эдварда Гримстона, 1446
- Петрус Кристус. Портрет девочки. Ок. 1470
- Дирк Баутс. Полиптих Таинство святого причастия. 1464-1467
- Дирк Баутс. Мужской портрет в Лондонской национальной галерее, 1462
- Ханс Мемлинг. Триптих Страшный суд. 1466-1467
- Ханс Мемлинг. Триптих Донна. 1468
- Ханс Мемлинг. Триптих Мореля. 1468
- Ханс Мемлинг. Мадонна в лугах. Ок. 1470. Музей Прадо, Мадрид
- Ханс Мемлинг. Мадонна на троне с младенцем, ангелами и донатором. Средняя часть триптиха. Ок. 1485г. ХИ Вена
- Ханс Мемлинг. Триптих Мистическое обручение Св. Екатерины. 1479
- Ханс Мемлинг. Рака Св. Урсулы. 1489
- Ханс Мамелинг. Диптих Ньювенхове. 1487, Музей Ханса Мемлинга в Брюгге